Народные художественные промыслы

Народные промыслы

  1. Унцукульские изделия
  2. Ковровое искусство
  3. Балхарская художественная керамика
  4. Кубачинское ювелирное искусство
  5. Дагестанская керамика

1. Унцукульские изделия

В прошлом, в ХVIII-начале ХIХ веков, мужчины высокогорного селения Унцукуль были известны как искусные оружейники, владевшие техникой художественной обработки металла. Они делали нарезные винтовки и даже отливали пушки. Об этом свидетельствуют хранящееся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Грузии изготовленное унцукульцами холодное огнестрельное оружие высокого художественного и технического мастерства.

В те времена оружие было не только необходимым, но и любимым для каждого кавказца предметом защиты, отстаивания чести. С ним они почти не расставались, это была непременная часть мужского костюма (кинжал). А потому старались его украшать. Оружие декорировалось глубокой гравировкой, чернью, насечкой.

Унцукульская орнаментальная насечка металлом по дереву появилась несколько позже и стала редкой разновидностью художественного ремесла, сочетающая обработку дерева с узорами мельхиоровой или серебряной проволокой. По своей уникальности она относится к наиболее ярким видам дагестанского народного декоративно-прикладного искусства с наследием древних национальных традиций художественной обработки дерева, металла, с изысканностью форм, благородным орнаментом.

2. Ковроделие в Дагестане

Ковроделие — одно из древнейших искусств в мире. Еще Геродот в своих трудах упоминал о применении ковровых изделий у народов Кавказа. Через Дербент проходил Великий шелковый путь, что способствовало развитию ремесел в Дагестане. Так искусство ковроделия складывалось в регионе на протяжении многих веков.

Использование

Ковры выполняли самые разные функции. Младенцам покрывали люльки специальными ковровыми накидками, невестам ковры давали в приданое (невеста должна была соткать ковер для будущего мужа), ковры использовались и в погребальных обрядах. Ими покрывали глиняный пол, утепляли каменные стены жилищ и даже заменяли мебель в доме. После проникновения ислама в Дагестан появился такой вид ковров как намазлык — небольшой коврик для совершения молитвы. Помимо практических целей, ковер также привносил эстетику в монохромные жилища горцев.

Изготовление ковров

Процесс создания ковра трудоемкий. Шерсть для ковра осенней и весенней стрижки проходила несколько стадий подготовки. Сначала шерсть мыли, сушили, перебирали, далее расчесывали и скручивали в пряжу. Затем пряжу окрашивали путем кипячения вместе с различными натуральными красителями. Это одно из уникальных преимуществ дагестанских ковров — цвет, полученный из коры, листьев, корней растений, не подвергается обесцвечиванию и позволяет ковру служить до 300-400 лет.

Корень марены (травянистого растения) придавал изделиям красный цвет; желтый — получали из коры барбариса, луковой шелухи, зверобоя и душицы; для синего цвета привозили индиго, из листьев которого получали красильный порошок. Также индиго добавляли в желтую пряжу и получали зеленый цвет. Кожица и кора дерева ореха давала большой спектр цветов: светло-желтый, болотный, коричневый, черный.

3. Балкарская керамика

Изготовление лепной керамики из красной глины в Дагестане восходит к первым векам нашей эры. В VIII—X вв. в селе Балхар развивается гончарное лепное производство. В XIII в. изделия стали покрывать ангобной росписью; вначале ею дополняли лепную работу, а затем она приобрела самостоятельное значение. Наивысшего расцвета Балхарский керамический промысел достигает в XVII —XVIII вв. В этот период складываются орнамент и форма балхарской керамики.

Современные мастера Дагестана продолжают традиции балхарской керамики в селе Балхар Акушинского района. Здесь в 1928 г. на базе гончарного промысла был создан промколхоз, где наряду с прочими изделиями из керамики мастера изготовляли гончарную посуду. В 1936 г. организуется артель по выпуску художественных изделий. В настоящее время производство балхарской керамики сосредоточено в Балхарском цехе керамики Махачкалинского комбината художественных изделий. Материалом для изделий служит местная глина.

Для Балхарского промысла художественной керамики характерна роспись ангобами. Мастера выполняют ее кистью, смоченной жидкоразбанленной глиной белого или красно-коричневого цвета. Орнамент изделий — условно-растительный, состоящий из волнистых линий, цепочек из запятых, эллипсовидных листьев, параллельных полос, кругов, спиралей.

В ассортимент изделий входят: посуда (основное место в ней занимают расписные кувшины с одной и двумя ручками, миски блюда, кружки); мелкая пластика, выполненная на темы местного быта, или фигурки фантастических птиц и зверей.

Изделия дагестанских умельцев завоевали широкую известность как подлинные произведения народного декоративного искусства. Они привлекают внимание красотой силуэта, ярко выраженным национальным характером рисунка, своеобразием самой росписи. Балхарские керамические изделия пользуются большим спросом в нашей стране и за рубежом.

4. Кубачинское ювелирное искусство

«Я видел в Кубачи, и не однажды,

Как на очки ещё надев очки,

Дойти до совершенства мастер жаждет,

Тончайшие наметив завитки.»

Расул Гамзатов

Эти стихи Гамзатова посвящены небольшому поселку в Дагестане – Кубачи, который веками славится народным промыслом. Ремесленники Кубачи создают в своих мастерских уникальные изделия, которые можно увидеть на крупнейших выставках мира в качестве центральных экспонатов.

Художественная обработка оружия в Кубачи производится по уникальным ручным технологиям, история которых насчитывает тысячелетия. В поистине ювелирной работе сочетается гравировка, чеканка, перегородчатая эмаль, резьба по слоновой кости, канфарение и филигрань. Только здесь умеют обрабатывать серебро так, чтобы оно сияло и переливалось, как бриллианты. Кубачинские мастера прославили Дагестан на весь мир, как место, где изготавливают самое красивое холодное оружие. Старинные предметы искусства, изготовленные в Кубачи, порой продаются на аукционах за баснословные суммы.

Но военная атрибутика – это не единственное направление в работе кубачинских мастеров. В их руках в произведения искусства превращаются чаши, вазы, подносы, мужские и женские украшения и многое другое. В свое время заказы мастерам делали государственные правители, например – царь Александр III. Набор холодного оружия, украшенный кубачинскими мастерами и подаренный царем английской королеве, сегодня хранится в лондонском музее Виктории и Альберта – крупнейшем музее дизайна и прикладного искусства в мире.

5. Дагестанская керамика

Дагестанцы с незапамятных времен стали использовать природные материалы для изготовления предметов домашнего обихода. Горцы превратили простую глину в уникальные произведения искусства, которые отражают их богатый духовный мир, их связь с окружающей природой и вызывают искреннее восхищение.

Керамическое производство в Дагестане является одной из самых древних отраслей кустарного производства, начало его зарождения относятся к эпохе неолита. Образцы самой ранней керамики, (VI-V тыс. до н.э.), обнаружены в Гунибском районе (Чохское поселение).

Более совершенной является т.н. гинчинская керамика, найденная в Шамильском районе (IV-II тыс. до н.э). Эта керамика имеет тонкий черепок, правильной формы и простой декор в виде тонких процарапанных линий и налепов в форме рогов.

Примерно в III тыс. до н.э., керамическое производство совершенствуется, что было связано с появлением гончарного круга и высоким качеством обжига.

 В I тыс. до н.э. – в эпоху железного века – начинается изготовление крупных сферических сосудов, предназначенных для хранения зерна и жидкости. Такие сосуды нередко украшались лепным геометрическим узором.

В эпоху раннего средневековья (IV-V в.в.), в Дагестане складываются основные дошедшие до нас центры керамического производства, Многие из них сохранили реликтовые особенности: как производственного процесса, так и художественного оформления.

Качественный сдвиг в керамическом производстве был связан с приходом арабов в Дагестан в VII в. и вовлечением населения в торгово-экономические отношения. Дагестанцы стали изготавливать посуду, приспосабливаясь к нуждам и вкусам различных народов, являющихся покупателями их произведений.

В нашем Центре представлены керамические изделия завода……..

Кнопка «Наверх»